Рожденный викингом
Глава 14. Накануне войны
Виталий Галущак - Рожденный викингом

Еще до восхода солнца Гайавата и Негвагон вместе со своими отрядами отправились в погоню за войском онайда. Вел этот объединительный отряд преследователей Гайавата, который не так давно убегал от тех, за кем сейчас отправляется в погоню. Соответственно молодой викинг знал, в каком именно направлении им надо двигаться. Конечно, онайда могли пойти на хитрость и отправиться в другую сторону, но ведь они сейчас были заметно ослаблены и вряд ли стали бы рисковать так сильно в незнакомых для себя землях. Поэтому было логично предположить, что остатки войска онайда как можно быстрее постараются добраться до своих земель, чтобы оказаться в безопасности.

Несколько часов спустя, предположения Гайаваты подтвердились. Они обнаружили место стоянки войска онайда, которое не так давно было покинуто. Понятно, что опытные воины, которыми являлись онайда, просчитали действия противника и покинули свой лагерь заранее, чтобы точно не попасть в руки врагов. Местность здесь была равнинная, и лес периодически становился достаточно густым, хотя в целом он был довольно редким. Но рельеф этой местности не позволял смотреть вперед на далекие расстояния.  Поэтому им пришлось идти по следу, благо он был легко читаемым, все-таки  в отряде онайда осталось не так мало людей и лошадей, и их передвижении по снегу сложно было скрыть. Гайавата почувствовал, какого это быть победителем в сражении, какого бы преследователем, и  в какой-то момент эти ощущения даже понравились ему. Но он тут же прогнал прочь подобные мысли, напоминая себе, что всегда являлся приверженцем мира, а не войны. Не стоит уподобляться своим врагам и становиться такими же кровожадными.

Как небольшой охотничий отряд Гайаваты несколько дней назад пытался уйти от погони, так онайда сейчас пытались уйти уже от достаточно крупного отряда молодого викинга. Но у онайда было преимущество. Они опережали своих преследователей на несколько часов и в настоящий момент находились на таком удалении, что зрительно их не было видно. Если в свое время Мижулис специально отпускал убегавших от себя охотников, чтобы добраться до их деревни, то сейчас Гайавата и Негвагон точно не стали бы так делать, потому что им важно было наоборот не дать противнику шанса добраться до своих земель.

Весь день преследователи тщетно пытались настичь уцелевшие остатки войска онайда, и с наступлением темноты им пришлось остановиться на ночлег. И весь день ни один из воинов не проронил ни слова. Впервые в жизни Гайаваты он также провел весь день в окружении людей, ничего не сказав при этом. Они просто молча преследовали своих врагов. Каждый член отряда понимал, насколько важна их задача и твердо следовал этой цели. Конечно, какие-то остановки то один, то другой воин совершали в силу своих физиологических потребностей, но это никак не сказывалось на передвижении отряда, который продолжал свой бег. Даже на прием пищи преследователи в течение дня не делали перерыв, оставив на это ночное время.

Следующий день прошел примерно в таком же режиме, но и он не принес результата. Гайавата и Невгагон решили заранее, что они будут преследовать онайда в течение пяти дней. Если за это время догнать их не получится, тогда стоит повернуть обратно, потому что дальше преследование может быть уже опасным. И по истечении пяти дней стало понятно, что их решение повернуть обратно все-таки следует обсудить, потому что очень хотелось догнать этих врагов, но так и не получалось этого сделать.

- Негвагон, как и договаривались поворачиваем обратно? – спросил Гайавата своего товарища в то время, как воины разбивали лагерь и готовились к ночлегу.

- Думаю, что так и надо сделать, Гайавата. Я не вижу, как мы можем догнать онайда. Их лошади не быстрее, чем наши и в целом все условия для нас одинаковы, но у них большая фора, ведь они опережают нас на несколько часов и наверняка передвигаются в том числе и ночью. Это мы не можем себе позволить отправляться в погоню ночью, так как можем  нарваться на засаду. Все-таки их осталось мало, но не настолько, чтобы безбоязненно бросаться вперед, не беспокоясь о последствиях.

- Но ведь если они сейчас уйдут от нас, они очень скоро могут привести сюда намного больше людей, не менее воинственных и кровожадных, чем те, с которыми мы уже сражались.

- Я понимаю это, Гайавата. Мы помним, что вы нам рассказывали и уже увидели, что так и есть на самом деле. Онайда действительно очень воинственны и нападают на всех вокруг. Но я думаю, что лучше нам самим готовиться к обороне, раз в ближайшем будущем придется сражаться за свою жизнь. А сейчас мы, удалившись слишком далеко от дома, можем попасть в неприятности и потерять людей. Согласись, отряд из сорока человек это большая сила и лучше, чтобы она была на оборонительных позициях в наших поселениях, а не потеряна в атаках бессмысленных.

- Хорошо, Негвагон. Тогда я скажу своим людям, что завтра с утра мы отправляемся обратно.

- И я скажу.

 

-- -- --

 

Мижулис и остатки его отряда убегали так, как никогда не делали этого ранее. Они практически не останавливались, преодолевая большие расстояния каждый день, передвигаясь и днем, и ночью. Конечно, несколько часов в день спать приходилось, потому что без этого невозможно было бы набраться сил для следующего дня. Но на сон Мижулис отводил своим воинам не более трех часов в день. Им пришлось жить в таком режиме, чтобы оторваться от преследователей, и эти действия оказались не напрасны. Когда отряд Мижулиса среди дня поднялся на одну из возвышенностей, и они посмотрели в ту сторону, с которой их должны были настигать преследователи, стало понятно, что погоня отстала. Никого в обозримой близости не было, то есть как минимум полдня пути в запасе у Мижулиса и его воинов было, и это не могло не радовать.

Спустя неделю после сражения у берегов большого озера, Мижулис уже полностью уверовал в то, что ему удастся добраться до земель, находящихся под контролем онайда. Его уверенность была обоснована, ведь этот воин прошел через множество битв, сражений, погонь за противниками, и он знал, сколько времени требуется на такие вещи. Конечно, убегать раньше Мижулису не приходилось, но догонял других он достаточно часто, поэтому легко мог поставить себя на место того, кто убегает, тем более, что сейчас он и сам успешно занимался этим не один день. В итоге,  когда уже вовсю заявляла о себе зима, отряд Мижулиса, а точнее его остатки добрались до главного поселения онайда, и командиру этой военной группы пришлось идти на встречу с вождем Кануедой. Войдя в дом вождя, Мижулис опустил глаза вниз и сказал:

- Кануеда, у меня не очень хорошие новости.

- Я слушаю тебя, Мижулис.

- Наш отряд потерпел поражение, нам пришлось отступить. Но мы сражались сразу с двумя разными племенами.

- Даже так? Интересно. Что же у вас произошло?

Мижулис уже привык, что Кануеда никогда не спрашивает  о количестве потерь  и о каких-то других важных, на первый взгляд, моментах. Его больше интересуют сами сражения и то, как много противников было убито. Вот командир отряда онайда и начал рассказывать о том, что произошло с ним за последний месяц. Он поведал о том, как случайно встретился с охотничьим отрядом, как преследовал его, чтобы обнаружить деревню, с которой этот отряд отправился на охоту. Далее Мижулис рассказал, как оказалось, что рядом с той деревней находится другая побольше, в которой было немало воинов, пришедших на помощь в сражении. Из-за этого отряду Мижулиса и пришлось бежать. В своем рассказе он также отметил, что это небольшое поселение является деревней племени мохоков, и что среди обороняющихся был также замечен рыжеволосый воин. По всей видимости, это особо понравилось Кануеде.

- Получается, вас побило какое-то неизвестное племя, которое в союзе с викингами и мохоками? Вот это да, Мижулис! Сколько интересного ты сегодня мне рассказал.

Собеседник Кануеды не знал, как реагировать. Вождь абсолютно не обращал внимания на то, что его подчиненные проиграли битву, хотя раньше Кануеда наверняка бы разразился гневной тирадой. А сейчас он был в очень бодром расположении духа и даже пытался шутить. Поэтому Мижулис предпочитал молчать, чтобы не сменить милость вождя на гнев. А Кануеда в свою очередь продолжал:

- Удивительно! Казалось бы, мы всех мохоков истребили, а они появились в совершенно непредсказуемом месте. Как думаешь, Мижулис, наш отряд, который погиб летом примерно в том же направлении, где сражались недавно вы, тоже погиб от руки мохоков?

- Этого я не знаю, Кануеда.

- Я тоже не знаю. Но меня больше интересует, с кем мохоки объединили свои силы? Раньше за ними такого не замечалось, они всегда были одиночками, как и мы. Как думаешь, Мижулис, могут они попытаться собрать войско и пойти на наши земли, чтобы напасть на нас?

- Я не знаю, вождь. Мы смогли обнаружить только две деревни, и их численность не такая, чтобы бояться. Но если они объединились между собой, вполне возможно, что есть и другие поселения, которые с ними в союзе. И в такой ситуации они могут пойти войском на нас, это же мохоки.

- Ты мне всегда нравился, Мижулис. Ты мыслишь масштабно, так же, как и я. Я думаю, они сейчас занимаются как раз тем, что готовят войско либо для обороны, либо для атаки. По моему опыту могу сказать, что они все-таки хотят обороняться и ждут, когда мы придем к ним. А мы придем к ним, Мижулис?

- Придем? – вопросом на вопрос ответил один из командиров отрядов племени онайда.

Кануеда улыбнулся и сказал:

- Нравишься ты мне. Всегда отвечаешь так, как нужно. Правильно ты задаешь мне этот вопрос, потому что только я могу сказать, будем мы атаковать или обороняться. И только я всегда говорю, что…

Мижулис молчал, а Кануеда продолжил:

…что  мы будем атаковать. Оборонялись мы давно, в наш самый первый день на пути к новой истории, когда мы смогли отбиться от викингов и кайюга, что позволило нам стать серьезной силой на этих землях. Теперь же нам надо только атаковать. Это наш жизненный принцип и нам нельзя от него отступать. Сейчас в разных направлениях отправились десять отрядов наших воинов: кто-то охотиться, кто-то, как и вы, участвовать в военных сражениях, правда, участвовать более успешно. Но ведь они и отправились в южные земли, а там народ послабее. С мохоками было сражаться интереснее в свое время. В общем, надо ждать возвращения всех этих отрядов, и тогда мы сможем собрать войско из примерно трехсот человек, а то и трехсот пятидесяти. Как думаешь, Мижулис, хватит этого, чтобы победить?

- Думаю, что должно хватить.

- А я так не думаю. Поэтому моя тебе задача: ты назначаешь ответственных, они едут по тем поселениям, которые находятся под нашим контролем и собирают всех мужчин старше 16 лет. Я знаю, что из многих поселений в отряды снаряжали только тех, кому уже исполнилось восемнадцать. Так вот, эти два года дадут нам хорошую подпитку в наше войско. Более того, я предлагаю тебе определить нескольких человек, собрать отряды и отправиться в близлежащие земли, которые находятся еще не под нашим контролем, но уже с той целью, чтобы набрать воинов из других племен.

- А как я буду это делать, Кануеда?

- Тут все очень просто. Вы со своим отрядом выбираете небольшое поселение с каким-нибудь слабым племенем - там таких полно, ты же знаешь – и под страхом смерти берете в свой отряд местных парней. Взрослых мужиков брать не надо, с ними проблем много, а вот молодежь бери.

- И ты думаешь, что они будут воевать за нас?

- А куда они денутся, Мижулис? Не хочешь воевать за нас – умрешь сразу, а так есть шанс выжить. Ты там пообещай им, что они если отдадут, допустим, половину своих мужчин в твой отряд, то другая половина может безнаказанно охотиться, хоть даже на наших землях.

- Хорошо, Кануеда. Тогда я могу идти, давать распоряжения воинам? Точнее, передавать им твои распоряжения.

- Хорошая поправка, Мижулис. Передавать мои распоряжения, а не командовать самому. Не забывай об этом.

 

-- -- --

 

В течение всех зимних месяцев Кануеда наращивал силу своего войска. Его отряды обошли уже немало южных земель и пополнили свои ряды людьми из племени чероки, могиканами, гуронами и даже кикапу, которые в свое время были атакованы онайда и практически уничтожены, но оказалось, что у этого племени все-таки осталось еще одно поселение. К началу весны в распоряжении Кануеды оказалось войско из шестисот человек. Причем потенциально в нем могло быть около семьсот пятидесяти воинов, просто некоторые из отрядов находились все еще в поисках подкрепления, либо на охоте, так как о добыче пропитания и снаряжении забывать не стоило. Чем больше под твоим командованием людей, тем больше требуется действий, чтобы обеспечить их всем необходимым.

Но Кануеда понимал, что эти потенциальные сто пятьдесят воинов пригодятся ему здесь, чтобы держать под контролем местные территории и обеспечивать надежные тылы войску. Поэтому вождь племени онайда решил, что пришла пора назначить командиров отрядов и выдвигаться в путь на те земли, которые оказались так негостеприимны для его воинов в прошлом году. Сначала были определены три главных помощника Кануеды, среди которых были Мижулис, Агушава и Пинакон. Этим воинам Кануеда выделил большие отряды по двести человек, и в каждом из отрядов были группы по 20 человек, во главе которых стояли другие воины. Их уже назначали непосредственно сами Мижулис, Агушава и Пинакон, исходя из опыта прошлых сражений и исходя из своих личных оценок каждого из воинов. Когда структура командования была определена, задачи были донесены до каждого из членов отрядов, Кануеда дал команду отправляться в путь.

Была середина марта месяца. Снег в этом году растаял достаточно рано, и его уже не было. Только где-то в очень темных местах или ямах еще оставались небольшие снежные сугробы, но с каждым днем они сильно уменьшались, так как погода стояла теплая. Пели птицы, и сама природа говорила, что следует жить и любить жизнь, а не пытаться отобрать ее у кого-то. Но для Кануеды все эти природные моменты уже давно не имели никакого значения. Не имело для него значения и мнение шаманов. Не зря уже в самом начале своего восхождения к вершинам власти Кануеда избавился от достаточно авторитетного и влиятельного шамана в своем племени, и больше у онайда шаманов не было. Шаманство всегда передавалось из поколения в поколение. Это была традиция, которой много веков, но Кануеда был как раз тем человеком, который  легко ломает все традиции и начинает новые.

И теперь во главе своего войска он шел навстречу новым приключениям. Он рассматривал этот военный поход именно так. И вождь племени онайда очень надеялся, что эти приключения будут для него со знаком плюс. Несмотря на всю свою кровожадность и любовь к войне, несмотря на то, что он лично решил возглавить этот военный поход из-за его глобальности и масштабности, ведь было очень интересно, Кануеда все равно боялся смерти. Он не хотел умирать, хотя и не признавался себе в этом.

---

Не сумев догнать остатки войска онайда, Гайавата расстроился. Его расстраивало не только то, что он упустил врагов, но и то, что не смог справиться с поставленной задачей. Молодой викинг был весьма амбициозным человеком, хотя и не подозревал этого. Конечно, он всегда чувствовал, что не любит проигрывать и старался быть лучшим в любой ситуации, тем более что у них с его другом Настухаем постоянно были споры, в которых они пытались выявить сильнейшего. Но то было детство, и можно сказать, что это были детские игры, а сейчас все было по-взрослому. При этом стремление Гайаваты быть лучшим и сильнейшим все равно осталось.

Возвращались домой они уже не так быстро, как передвигались, когда были в погоне, потому что людям надо было дать отдохнуть, да и лошадям тоже. Поэтому обратный путь занял у них на день больше времени, чем путь из поселения до поворотной точки в преследовании. Когда отряды Гайааваты и Негвагона прибыли в поселение мохоков, где сейчас находился и вождь Понтиак, молодой викинг вместе с командиром отряда из племени эри доложили о том, что произошло, и каковы итоги погони. Для этого был собран военный совет с участием все тех же лиц: Мараките, Тарабиная, Понтиака, Негвагона и Гайаваты. Со своим словом выступил именно молодой викинг.

- К сожалению, наша погоня провалилась. Мы не смогли догнать онайда, как ни пытались это сделать. Мы шли по их следу, практически не спали, не останавливались днем для того, чтобы поесть, то есть старались передвигаться как можно быстрее. Но онайда оказались еще более быстрыми. Простите меня, что я не смог выполнить поставленную задачу.

Тут в разговор вступил Негвагон, который поддержал Гайавату, приняв удар и на себя тоже.

- Справедливости ради, скажу, что и я не смог выполнить задачу. Все-таки мы были вместе в этой погоне, но я действительно удивлен тем, как онайда смогли уйти от нас. Видно, что они очень опытные волевые люди, и нам повезло, что в этом сражении мы одержали победу. Думаю, что во многом она произошла благодаря эффекту внезапности, то есть своевременному подходу отряда из нашего племени.

- Раз не получилось у вас их догнать, значит так и должно быть, такова судьба, - вступил в разговор уже Мараките, который продолжил свою речь. – Но теперь нам надо понять, что же делать дальше? Учитывая тот факт, что онайда уцелели и добрались до своих земель, я более чем уверен, что в скором будущем следует ждать их очередного пришествия. Не знаю, когда именно это произойдет. Учитывая, что сейчас начало зимы и зима в этом году выдалась достаточно суровая, думаю, они наверняка будут ждать до весны. Тем более, что им надо собрать войско. Теперь они уже точно не пойдут сюда одним отрядом из шестидесяти человек, а войско у них  собирать есть откуда. Еще когда мы жили рядом с ними у онайда была серьезная сила, а сейчас, я думаю, что там дело не ограничится даже тремя сотнями людей, скорее всего их будет больше.

- Их может быть так много? – вступил в разговор уже Понтиак.

- Да, у онайда большие резервы. Потому что они активно захватывали не только земли, но и женщин из других племен, которые рожали детей. А дети уже были из племени онайда, и сейчас как раз многие из этих детей уже достигли того возраста, когда они могут участвовать в сражениях. Поэтому резерв у них очень большой.

- Понятно, Мараките. Тогда нам с вами точно не удастся справиться с онайда, даже если все наши воины будут в деревнях, мы не сможем противопоставить им что либо. В лучшем случае мы наберем сто пятьдесят человек. Но куда нам тягаться с такой огромной толпой, которая может быть у онайда. С другой стороны, почему ты считаешь, Мараките, что они все силы бросят на то, чтобы завоевать нас?

- Я так считаю, Понтиак, по той простой причине, что мы победили в сражении с их отрядом, а онайда не терпят поражений. Я вообще, честно говоря, не слышал, чтобы они когда-либо проиграли битву. И будь уверен, если это произошло, их вождь Кануеда просто так такое событие не может оставить. Он сделает все возможное, чтобы не просто реабилитироваться, а сделать это как можно более жестко и кровожадно. Уж поверь мне, я знаю, кто такой Кануеда. Он истребил почти все мое племя.

- Тогда у меня есть одно решение, которое может нам помочь, если конечно все получится.

- Что же это за решение, Понтиак?

- Я предлагаю объединить силы с другими племенами, которые живут на ближайших к нам землях.

- Но как это сделать? Ведь далеко не все согласятся вступать в войну, к которой они вроде как не имеют никакого отношения.

- Со многими вождями племен я уже знаком, и мы в достаточно хороших отношениях. Мы тут особо ни с кем не воюем, у нас территории поделены, и мы каждый живем на своих землях, не пытаясь завоевать своих соседей. Но если я расскажу вождям этих племен, кто такие онайда и что их может ждать, наверняка кто-нибудь прислушается ко мне. Вспомни, Мараките, когда мы с тобой познакомились, я же прислушался к тебе. И  видишь, к чему все это привело? Теперь мы смогли дать отпор таким серьезным противникам. А насчет того, что онайда никогда не забудут поражений и постараются сделать все, чтобы отомстить, ты не совсем прав, когда говорил, что онайда раньше никогда не проигрывали. И ты лишь так думаешь, но точно не знаешь, а судишь, исходя из характера их вождя. Вспомни, ведь вы уже побеждали их отряд, так что вы лично уже дважды били онайда. Почему бы не сделать это и в третий раз?

- Действительно, Понтиак, как я мог забыть такое? Видимо из-за сильных переживаний относительно будущего наших племен и своего большого возраста я на время потерял память.

Понтиак улыбнулся, когда Мараките сказал про свой большой возраст – ведь они были ровесниками, но не стал комментировать эту фразу. Он лишь добавил:

- Если мы хотим обзавестись союзниками в войне против онайда, ездить в поселения близлежащих племен нужно мне самому, потому что с другими людьми вряд ли вожди будут договариваться о таких вещах. И думаю, что надо взять кого-то из вашей деревни, так как вы больше знаете об онайда и уже больше сталкивались с ними непосредственно в бою. Кого ты выделишь, Мараките, мне в напарники?

- Думаю, что логично было бы, чтобы с тобой на это задание отправился Тарабинай.

Опытный воин и старый друг Мараките посмотрел на старейшину и сказал:

- А я думаю, что будет логичнее, если с Понтиаком отправится Гайавата.

- Почему ты так думаешь, Тарабинай?

- Потому что Гайавата отлично проявил себя в боях. Он молод, общителен, не то, что я. Он оптимистичен, а я пессимистичен. В общем, с Гайаватой людям просто будет приятнее общаться.

Все улыбнулись, услышав эту речь опытного воина. Но, в принципе, и Мараките и другие участники этого военного совета были согласны с тем, что Тарабинай обладает достаточно тяжелым характером, и на переговоры лучше отправить кого-то более общительного. Поэтому Мараките спросил:

- Гайавата, ты не сильно устал за время погони? Сможешь составить компанию Понтиаку в его путешествии?

- Конечно. Я полон сил. Могу хоть завтра отправляться в путь!

- Это замечательно. Понтиак, когда ты планируешь выехать?

- Думаю, что тянуть не стоит. Поэтому завтра мы и отправимся в ближайшее поселение. Я уже составил примерный маршрут нашего пути в своей голове.

- Хорошо. Тогда я предлагаю вам с Гайаватой обсудить все детали, а мы на этом заканчиваем наш совет.

 

-- -- --

 

Гайавата и Понтиак, взяв с собой достаточное количество съестных припасов, утеплившись и не забыв об оружии, отправились к ближайшим соседям племени эри - виндатам.  С ними у эри были хорошие отношения. Они иногда даже вместе охотились, рыбачили – в общем, это были дружественные народы, поэтому Понтиак был уверен, что вождь этого племени Дарамита обязательно прислушается к нему. Добираться до их поселения было не так далеко. На лошадях можно было добраться за день пути, но как только Гайавата и Понтиак выехали из поселения, как-будто специально пошел сильный снег. Он шел все сильнее и сильнее, и к полудню вокруг была просто настоящая белая стена, пока без сильного ветра.

- Гайавата, духи наверное что-то хотят нам сказать, как думаешь? Такую погоду я давно не припомню.

- Не знаю, Понтиак. Я тоже не помню такого сильного снега. Надеюсь, что он скоро закончится, потому что по такой погоде ориентироваться на местности очень сложно.

- Вот и я про то же. Вот мы сейчас вроде бы куда-то идем, а я не знаю – куда. Может быть, нам лучше остановиться, а то так забредем куда-нибудь далеко?

- Ты опытнее, Понтиак. Тебе виднее, что надо делать.

- Да ладно тебе, Гайавата, не скромничай. Ты тоже уже, несмотря на свои юные годы, достаточно опытен. А как твоя молодая жена относится к тому, что ты постоянно не бываешь дома? Давно хотел тебя об этом спросить.

- Конечно, Ватанэй переживает, тем более что сейчас она уже ждет ребенка.

- Поздравляю! Не знал. Давно ты об этом узнал?

- Нет, я узнал об этом вчера, когда вернулся после преследования онайда.

- Понятно. Я бы на твоем месте, Гайавата, сейчас оставался дома и берег жену, с одной стороны. С другой стороны, ты именно этим и занимаешься, отправившись со мной договариваться с вождями других племен о союзничестве. Ведь если мы сделаем это, мы обеспечим безопасность для наших народов. По крайней мере, они будут более защищены, чем раньше. Все-таки я предлагаю двигаться дальше, не будем останавливаться из-за снега, а то получится, только выехали из дома и сразу же стоянку устраивать. Какой в этом смысл?

- Хорошо, Понтиак, так и сделаем.

Они продолжали движение в том направлении, где предполагалось нахождение деревни виндатов. Снег шел до позднего вечера, и только с наступлением ночи он прекратился. В связи с этим Понтиак не смог сразу же определить, где они находятся, пришлось ждать утра. Хорошо поспав, закутавшись шкурами и зарывшись в сугроб, Гайавата и Понтиак, проснувшись утром, начали определять дальнейшее направление движения. Оказалось, что они достаточно сильно сместились на юг, сильнее, чем следовало бы. Поэтому, повернув на северо-запад, они продолжили свой путь. В итоге вместо одного дня пути Гайавата и Понтиак провели в дороге двое суток. Вот они, наконец, оказались в деревне виндатов, где хотели сразу же пообщаться с местным вождем. Но Дарамиты в деревне не оказалось. Он находился в охотничьем походе вместе с небольшим отрядом.

- Что же это такое? – сокрушался Понтиак. – Все против нас. Сначала непогода задержала, теперь Дарамите на месте не оказалось. Как-то не нравится мне, как все это складывается.

- А сколько добираться до других наших соседей, Понтиак?

- Так же, пару дней, Гайавата, чтобы добраться до главного поселения племени кри. У них вообще четыре деревни, но вождь всегда обитает в главном поселении.

- Два дня пути – это много. С другой стороны, на охоте могут пробыть вообще две недели.

- Вот и я про то же. Думаю, что смысла ждать нет, тем  более, что нам сказали о том, что Дарамите со своим отрядом отправился на охоту всего несколько дней назад. Предлагаю попытать удачи в деревне племени кри.

- Хорошо, Понтиак.

Попрощавшись с приютившими их на несколько часов жителями племени виндатов, Понтиак и Гайавата отправились в сторону главного поселения кри. Но и здесь дорога длилась больше, чем они ожидали. Вместо двух дней пути пришлось потратить три дня. Все дело в том, что один день была сильная метель, и в этот раз Понтиак уж предложил переждать ее, чтобы не сбиться с курса. С задержкой, но они все-таки добрались до деревни очередных потенциальных союзников. На этот раз им повезло. Вождь племени кри Тубинаме был сейчас в поселении, и он принял викинга и вождя эри.

- Здравствуй, Понтиак! Давно мы с тобой не виделись. Две зимы прошло уже, на третьей ты все-таки решил заглянуть ко мне? Да еще и лишь  с одним сопровождающим. Вы отбились от своего охотничьего  отряда из-за метели или какие-то другие причины столь малочисленного состава?

- Здравствуй, Тубинаме! Действительно, не виделись мы давно, но я рад, что ты принял нас и выслушаешь. У нас есть к тебе серьезное дело.

- Рассказывай, Понтиак.

- А дело заключается в том, Тубинаме, что на юго-востоке появилось очень нехорошее племя, которые зовут себя онайда. Может быть, ты слышал о них?

- Честно говоря, некоторая информация о них у меня имеется. Через наши земли проходили небольшие группы беженцев из других племен, на которые онайда нападали.

- Значит, ты многое знаешь. Это хорошо. Дело в том, что онайда уже добрались и до наших земель.

- Они уже добрались до вас? Неожиданно. Как мне рассказывали, их земли находятся достаточно далеко от наших земель.

- Да, они добрались до нас. Со мной молодой воин, который является потомком вождя викингов, а сейчас живет в племени мохоков. Его зовут Гайавата. Он тебе может много рассказать про кровожадность онайда и про то, настолько они безжалостны. Так вот, когда это воинственное племя добралось до наших земель, мы дали им отпор и победили в сражении. Но у них был отряд из шестидесяти человек, а у нас было больше воинов благодаря тому, что мы объединили силы своих народов. По этой же причине я пришел к тебе. Я предлагаю объединиться.

- Но Понтиак, до наших земель онайда точно доберутся не скоро. Зачем нам это? И что ты понимаешь под объединением?  Вы хотите пойти войной на них сами?

- Думаю, что это было бы даже лучше, но учитывая тот факт, что нам будет сложно собрать такое большое войско, чтобы самим атаковать, лучше будет обороняться. К тому же, нам собирать войско будет сложно, так как не факт, что я договорюсь с нашими соседями.

- Вот ты сомневаешься, другие тоже могут сомневаться. Я их понимаю. Когда на вас никто не напал, а вас зовут воевать, это всегда выглядит как-то подозрительно. Я не говорю «нет», Понтиак, но мне надо обсудить это на воинском совете. Надеюсь, ты понимаешь меня и не держишь обиды за это.  Не хотелось бы, чтобы из-за того решения, которое примет наш воинский совет, мы с тобой перестали быть друзьями. А он вполне может проголосовать за то, чтобы не вмешиваться в эту ситуацию.

- Конечно. Никаких обид не будет, Тубинаме, я все понимаю. Тебе надо думать о своем народе. Но как раз поэтому я и пришел к тебе. Потому что я тоже думаю о своих соседях, а не только о племени эри. Ведь уничтожив нас, онайда не успокоятся. Со времени они доберутся и до вас. Вы не так уж и далеко от наших земель.

- Хорошо, Понтиак. Я понял вас. Предлагаю вам отдохнуть. Вам выделят место, где вы сможете переночевать. Сейчас я попрошу, чтобы вас накормили хорошенько. А я тем временем соберу воинский совет. Будем решать этот вопрос.

 

-- -- --

 

Переночевав в доме одного из ближайших помощников Тубинаме, Гайавата и Понтиак ждали, когда их пригласят к главе племени, чтобы услышать его окончательный ответ по поводу союзничества. Ждать пришлось недолго. Тубинаме лично пришел за своими гостями и даже не стал приглашать их в свое жилище, дав ответ сразу же.

- Понтиак, наши споры на военном совете были достаточно жаркими, и мы приняли решение, что в случае подтверждения опасности готовы выделить вам в помощь сорок воинов.

- Спасибо конечно, Тубинаме. Но как понимать «в случае подтверждения опасности»? Ведь если на нас нападут онайда всей своей мощью военной, мы уже не сможем подтвердить опасность. Нас просто уничтожат и все. И получится, что подмога с вашей стороны так и не придет нам на помощь.

- Понтиак, по дружбе скажу тебе: я отстоял решение о помощи вам, но меня настоятельно попросили наши опытные воины и старейшины, чтобы эта помощь была только в случае крайней необходимости. В общем, как только зима закончится, отряд из сорока воинов будет в вашем распоряжении. Надеюсь, у вас будет где их разместить?

- Но ты говоришь про какую-то опасность, а она не будет подтверждена…

- Все нормально. К этому времени я надеюсь убедить своих людей в необходимости такой помощи.

- Спасибо тебе, Тубинаме. Это очень хорошая новость для нас.

- Куда ты хочешь отправляться сейчас, Понтиак? К иллинойсам или к вождю племени оттава?

- Думаю, что сначала к иллинойсам. Там, как ты помнишь, достаточно молодой вождь Сэйетейке. Мы с ним не очень хорошо знакомы, но надеюсь, ему хватит мудрости прислушаться ко мне.

- И я на это надеюсь.

- Тогда мы отправляемся в путь, Тубинаме. Спасибо тебе, ты нам помог. Я этого никогда не забуду, поверь.

- Да что там. Я был бы рад помочь больше, но ты же сам знаешь, что у нас есть такие старейшины, которых сложно переубедить, да и наш шаман был против вмешательства. Думаю, что это сказалось на принятии  такого решения военным советом.

- Да. Когда шаман против – тяжело с ним спорить. Хорошо, что наш шаман всегда поддерживает меня. Даже не представляю, как сложно было бы управлять племенем, если бы шаман был против моих идей. Да пребудут с тобой духи, Тубинаме. Пора нам с Гайаватой отправляться в путь.

Попрощавшись со своим хорошим другом, Понтиак вместе с Гайаватой вновь отправились в путь. Молодой викинг, как только они достаточно удалились от поселения кри, не выдержал и начал разговор:

- Понтиак, я не совсем понимаю свою роль в нашем походе. Получается так, что моей участие вроде бы и не требуется. Ты полностью ведешь все переговоры, я даже слова не сказал за все время визита к вождю племени кри – только поздоровался и попрощался.

- Не волнуйся, Гайавата, так получилось. Я не думаю, что в других племенах будет то же самое. Твоя роль в нашем путешествии очень важна. Ведь вспомни, с чего я начал разговор с Тубинаме. С того, что есть племя онайда -  кровожадное, воинственное, и что именно ты мог бы про него много рассказать. Другое дело, что Тубинаме уже многое знал об онайда, поэтому твой рассказ и не потребовался. А другие могут и не знать про это племя так много, поэтому твой рассказ и твое участие могут быть очень полезными.

Гайавата понимал, что Понтиак прав, поэтому он не стал с ним спорить, а лишь ответил:

- Я согласен с тобой, Понтиак, что в будущем мое участие действительно может быть необходимым. Просто сложно передать те ощущения и эмоции, которые я испытываю, когда заходит речь о таких важных делах. Я вроде бы тоже должен что-то решать, но в итоге остаюсь в стороне.

- Это в тебе говорит молодость, Гайавата. Я в молодости тоже был таким. Много переживал по поводу того, как быть лидером, как приносить большую пользу своему племени.

- А как ты стал вождем, Понтиак?

- У нас, как ты знаешь, вождями становятся по наследству. Вот ты бы тоже был вождем, если бы ваше племя осталось в живых.

Гайавата сразу же стал хмурым, и Понтиак поспешил добавить:

- Я не хотел напоминать тебе о плохом, просто к слову пришлось. Извини, Гайавата.

Вождь племени эри был простым в общении человеком, и извиниться за какую-то свою неточную фразу для него было не сложно. Именно за это его любили соплеменники и уважали представители других народов.

Гайавата ответил:

- Все нормально, Понтиак. Просто я подумал, что меня всего лишили. Лишили отца, лишили той семьи, которая у меня появилась в племени онондага, теперь вот мохоков пытаются уничтожить. Лишили меня отца по крови и матери. Хорошо, что Ватанэй осталась со мной. Не знаю, что бы со мной произошло, если бы и ее у меня отняли.

- В твоих силах не допустить этого, Гайавата.

- Я надеюсь, что смогу не допустить этого, Понтиак.

Молодой викинг и вождь племени эри продолжали свой путь в сторону главного поселения племени оттава, до которого было около трех дней пути, и всю дорогу они много общались. Понтиак рассказывал о своих случаях из жизни. Гайавата говорил что-то о себе, но его жизнь была еще намного менее продолжительной, поэтому викинг больше слушал, чем рассказывал. Так незаметно они добрались до деревни племени оттава. И теперь погода благоприятствовала их путешествию. В течение всего пути было достаточно тепло. Снег не падал, а тот, который уже был на земле, покрылся плотной коркой наста, которая была настолько крепкой, что выдерживала даже лошадей с всадниками. Благодаря этому, передвигаться по местности можно было значительно быстрее.

Возле деревни племени оттава Гайавату и Понтиака встретили люди, которые осуществляли ее охрану. Для этих мирных земель такое явление было не очень распространенным, но Понтиак помнил, что местный вождь Сэйетейке старается быть как можно более предусмотрительным во всех вопросах. Он и провизии всегда заготавливает так, чтобы хватило с большим запасом, и на охоте всегда выбирает тактику, чтобы как можно больше воинов атаковали одного бизона. В общем, старается действовать основательно, несмотря на свою молодость. Защитники деревни не сразу узнали вождя племени эри, и в этом не было ничего удивительного, ведь далеко не все местные жители были знакомы с Понтиаком. Но когда тот представился и попросил провести его к местному вождю, у воинов не возникло особых подозрений по поводу этого гостя. Впрочем, они провели его и Гайавату к главе племени в сопровождении нескольких вооруженных человек, во избежание каких-либо неприятных инцидентов. Сэйетейке только вчера вернулся с охоты, и можно было говорить о том, что удача вновь стала благоволить Понтиаку и Гайавате. Видимо, после того, как в племени кри приняли решение помочь своим соседям, духи поняли, что не стоит мешать эри и мохокам собрать армию союзников, стоит лишь помогать им в этом.

- Здравствуй, Понтиак и его спутник. Что вас завело так далеко от ваших земель и привело к нам?- начал диалог Сэйетейке.

- Здравствуй, вождь. Я и мой спутник Гайавата зашли так далеко от своих земель в поисках союза с вами.

- О каком союзе идет речь?

- О военном.

Сэйетейке сражу же насторожился, и по его лицу было видно, что никакие военные союзы ему сейчас, да и вообще, не интересны. Но он попытался скрыть эти эмоции и продолжил также невозмутимо, как начал:

- Рассказывай, Понтиак, что случилось, и что именно вы предлагаете?

- Для начала я хотел бы спросить тебя, Сэйетейке, ты слышал когда-нибудь о племени онайда? Если да, что слышал?

- Я знаю, что существует такое племя. Вроде бы, они живут где-то на юго-востоке. Больше особо ничего про них не знаю, да и эту информацию я лишь по разговорам старейшин помню.

- Тогда дальше будет рассказывать Гайавата. Просто он больше знаком с ними и сможет дать тебе более развернутое представление об этом народе.

Тут в разговор вступил викинг, поведавший свою историю. Когда он закончил рассказывать о злоключениях, выпавших на его долю и долю его народа из-за племени онайда, вождь народа отава спросил:

- То есть, вы пришли к нам, чтобы мы помогли вам победить онайда? К кому еще вы обращались за помощью?

Понтиаку не понравились эти слова. Он предпочитал рассматривать свои просьбы не как просьбы о помощи, а как предложение о союзе в целях защиты не только собственного народа, но и того народа, кому предлагается этот союз. А Сэйетейке все выставлял таким образом, что Понтиаку и Гайавате от него что-то нужно. Конечно, это было отчасти так, но не совсем. Вождь эри, тем не менее, умел справляться со своими нервами и спокойно ответил:

- Пока мы договорились с племенем кри, что они выделят нам отряд из сорока человек. Если бы вы выделили хотя бы столько же – это было бы хорошо и для вас, и для нас.

- Я не понимаю, чем это будет хорошо для нас. Можете пояснить?

Понтиак и бровью не повел, хотя внутри у него все кипело, и ответил:

- Как тебе рассказывал Гайавата, онайда не успокаиваются на достигнутом. Они постоянно расширяют свои территории. Если они завоюют нас, наши земли, то до вас им не так уж и далеко.

- Ну, как сказать, недалеко. Сначала им надо будет пройти вендатов, потом кри, а до нас еще дойти надо. Так что, я бы не сказал, что недалеко.

- То есть, ты даже рассматривать выделение людей нам не хочешь?

- Конечно, я мог бы собрать военный совет, как это делается в большинстве племен, но мой народ мне верит, мои воины меня слушаются, поэтому в таком совете я не вижу необходимости. Извини, Понтиак, но выделять тебе отряд воинов я не буду.

- Хорошо. Тогда мы вынуждены попрощаться и продолжим свой путь.

Понтиак резко встал, Гайавата последовал его примеру, и они вышли из дома вождя племени оттава. Когда они выехали из деревни и удалились от нее на достаточно расстояние, Гайавата спросил:

- Ты не ожидал, что разговор будет проходить именно так?

- Честно говоря, не ожидал. Сэйетейке и раньше был достаточно самовлюбленным и эгоистичным вождем, но тогда он еще прислушивался к мнению более опытных и старших товарищей. А  сейчас, судя по всему, он ни к кому не прислушивается и стал совсем тяжелым человеком для моего понимания.

- Куда мы теперь?

- Теперь, Гайавата, мы все-таки поедем к иллинойсам. Думаю, там нас должна ждать удача. Там вождь Мапанайэте, с которым я знаком лучше. Надеюсь, что от него мы помощь все-таки сможем получить.

- А почему мы сразу к нему не поехали?

- Потому что до главного поселения племени отава было ближе. Надо же было попробовать заручиться поддержкой здесь.

- Логично.

 

-- -- --

 

Пробыв еще два дня в пути, Гайавата и Понтиак прибыли в деревню иллинойсов. Здесь их никто на подходе к поселению не встречал, но в самой деревне сразу же обратили внимание, и появились воины, которые попросили остановиться и представиться. Гайавата сообщил им свое имя, Понтиак – свое, сказав, что он является вождем племени эри, на что был дан ответ:

- Раз ты вождь, тебе наверняка нужен наш вождь.

- Так и есть.

- Тогда тебе и твоему воину придется подождать. Мапанайэте сейчас находится на охоте.

- И как долго он отсутствует?

- Уже почти две недели. Поэтому, скорее всего, в ближайшие дни он должен вернуться вместе со своим отрядом.

- Хорошо. Где мы можем подождать его?

- Есть жилище, в котором вам выделят место и накормят.

Гайавату и Понтиака проводили в дом семьи одного из воинов. Их действительно накормили, дали им место для ночлега и совершенно не лезли со своими расспросами и разговорами, хотя Понтиак с радостью бы пообщался с местными жителями. Он вообще любил общение с разными людьми. Ждать возвращения с охоты Мапанайэте пришлось три дня. Когда третий день только начинался, Понтиак сказал Гайавате, что если до вечера местный вождь не вернется, надо будет двигаться дальше. Есть еще близлежащие племена оджибве, патаватоми и другие народы, чьей поддержкой можно заручиться, чтобы противостоять войску онайда. Но Мапатанайэте все-таки вернулся, и у них состоялся очень хороший разговор. Пожалуй, лучший на данный момент из всех тех, которые были за время путешествия Гайаваты и Понтиака. Начался он с радостных приветствий вождя иллинойсов.

- Понтиак! Давно мы с тобой не виделись. Как я рад, что ты у меня в гостях. Надеюсь, ты приехал, чтобы поохотиться вместе со мной?

Понтиак сразу же вспомнил, что Мапанайэте всегда обладал хорошим чувством юмора и приветливым характером, но вынужден был ответить не в столь радостных тонах.

- К сожалению, мы с Гайаватой прибыли сюда не с хорошими новостями.

- Что случилось?

Лицо Мапанайэте стало сочувствующим, и он превратился в слух, чтобы не пропустить ни одного слова, сказанного Понтиаком.

- На нас напали. Точнее, не совсем на нас. Напали на деревню Гайаваты, которая находится рядом с моим поселением, и теперь мы боимся, что могут напасть в ближайшем будущем.

- То есть, то нападение вам удалось отбить?

- Да, мы победили. Может быть, ты слышал про племя онайда?

- Что-то припоминаю, но точно не скажу. Что-то знакомое. Что это за племя такое?

- Это очень воинственное племя. Но тут я всегда предлагаю Гайавате рассказать о нем подробнее потому, что он больше с ним знаком и больше пострадал от его действий.

- Что значит, ты всегда предлагаешь? То есть, ко мне ты не в первую очередь пришел?

- Мапанайэте, ты сам подумай. Ваши земли от наших находятся намного дальше, чем земли кри, вендатов или оттава. Конечно, я сначала побывал у них.

- Логично. Хотя, мог бы сначала и к своему другу заглянуть. Так что там, Гайавата, расскажи мне про этих онайда, интересно.

Молодой викинг вновь рассказал всю свою историю, во всех красках, поведав о тех лишениях, которые были в его жизни из-за онайда, и по завершении его рассказа вождь иллинойсов был чуть ли не со слезами на глазах. Мапанайэте был очень эмоциональным человеком.

- Настрадался ты, бедняга. И что вы хотите теперь? Собрать армию, чтобы добить онайда?

В разговор вступил Понтиак.

- Мы, конечно, хотели бы добить онайда. Но в первую очередь мы хотим защитить свои земли и свой народ, а также наших друзей. И ты - мой друг, поэтому о вашей безопасности я тоже думаю. И чем большее войско мы соберем для решающей битвы, тем больше шансов, что после этого решающего сражения онайда уже не смогут никому причинить вреда. Но ты же понимаешь, что свои резервы у эри не такие большие. Мы не сможем тягаться с этим  врагом. В деревне Гайаваты вообще осталось считанное количество воинов. Они уже так настрадались от онайда, их численность уже настолько сократили, что там все очень тяжело. Кри согласились выделить мне сорок человек. Вождя виндатов я не застал, поэтому пока не могу сказать, согласится он или нет. Но на землях оттава был дан жесткий отказ. Ну, не то, чтобы жесткий, но такой, который подразумевает, что никаких шансов на другое решении в принципе быть не могло. Так что пока на сегодняшний день наша с Гайаватой миссия не сказать, чтобы успешно проходит.

Мапанайэте задумался и спустя несколько мгновений ответил:

- Понтиак. Как ты знаешь, мое племя не очень большое. В лучшем случае у меня будет сто воинов, скорее всего - не будет и их. Даже нет, конечно не будет, какие сто…восемьдесят воинов - это максимум который в принципе есть у нас. Учитывая, что кому-то надо добывать пропитание, охранять наших женщин и детей, заниматься какими-то тяжелыми работами по хозяйству, я могу обещать, что через месяц к вам прибудет наш отряд из пятидесяти человек.  И я буду там, потому что я не могу оставаться в стороне, когда моим друзьям грозит столь серьезная опасность.

Тут уже у Понтиака чуть слезы на глазах не появились, но он сумел сдержать себя. Лишь спросил своего друга:

- Мапанайэте, но ведь у вас есть шаман, есть старейшина, которые могут быть против твоего решения.

- Есть. И вполне возможно, что я вызову на себя гнев, но я своего решения не изменю. И вождь здесь пока я, поэтому им придется согласиться с моим мнением.

- То есть, ты даже не будешь созывать военный совет, чтобы принимать такое решение? Я просто беспокоюсь о твоей дальнейшей судьбе.

- Не беспокойся, я своего решения не поменяю. Сейчас будут возвращаться люди с охоты, подберу пятьдесят лучших воинов и отправлюсь к вам в деревню. Надеюсь, вы нас встретите, разместите?

- Конечно. Никаких вопросов.

- А сейчас давайте немножко отдохнем и пообщаемся. У меня есть новый интересный случай с охоты, который я давно хотел рассказать тебе, Понтиак. Помнишь, как мы четыре года назад по-моему отлично поохотились с тобой. Вот бы вернуть те времена.

- Будет еще время, поохотимся – ответил Понтиак.

 

-- -- --

 

Путешествия Понтиака и Гайаваты по ближайшим к территории эри землям продолжалось более месяца, Они посетили еще нескольких вождей разных племен, включая вождя вендатов Дарамиту, которого не застали в самом начале своего пути. В итоге почти везде какую-нибудь помощь им обещали оказать. Кто-то говорил о тридцати воинах, кто-то о сорока, а вождь племени потаватоми вообще пообещал шестьдесят человек. Но у него было достаточно многочисленное племя, поэтому его шестьдесят человек не шли ни в какое сравнение с пятьюдесятью воинами из племени иллинойсов.

Тем не менее, общими усилиями к началу весны на территории эри удалось собрать войско из четырехсот пятидесяти человек, представляющих семь племен, а если считать Гайавату – то восемь, хотя он себя викингом, конечно же, не ощущал. Четыреста пятьдесят человек – это большая сила. Но теперь надо было понять, как распоряжаться этой силой, ведь прокормить весь этот народ было достаточно тяжело. Приходилось тратить запасы, которые вообще-то должны были оставаться на всю весну и часть лета, пока не будет собран урожай. Благо, что все военные отряды пришли не с пустыми руками на эти земли, во многом самостоятельно занимались свои обеспечением продовольствием, но это на первых порах. Поэтому Понтиак и Мараките решили собрать большой военный совет, на котором должно было приниматься решение, что им делать: оставаться здесь и ждать прихода войска онайда, либо идти самим на земли этого воинственного племени, чтобы напасть на него первыми.

В этом военном совете приняли участие либо вожди местных поселений, либо командиры тех отрядов, которые прибыли из других племен. Только от иллинойсов отряд прибыл во главе с вождем Мапанайэте, а остальные воины других племен управлялись не вождями, а их помощниками и просто опытными военноначальниками. Совет собрали в доме Понтиака, который его и начал:

- Спасибо всем, что вы откликнулись на наш призыв и вступили в этот военный союз. Но нам надо решить, что делать дальше. Как мы считаем, онайда не из тех народов, которые будут ждать и упускать время. Они скорее относятся к тем людям, кто постарается как можно быстрее отомстить. Мы нанесли им поражение, соответственно, они постараются прийти сюда и исправить это. С другой стороны, мы не знаем, когда именно они придут и находиться здесь в таком количестве в ожидании непонятно чего тоже достаточно опрометчиво, А если брать такой вариант, что мы пойдем сами на их земли и нападем на них, то он тоже выглядит достаточно опасным. Поэтому я задаю вам всем вопрос: за какой именно вариант проголосуете вы? Что скажешь ты, Мараките?

- Я предлагаю ждать. Понимаю, что это не самое популярное решение. Особенно, учитывая какое количество хороших воинов у нас собралось. Но онайда точно придут, и было бы хорошо, если бы мы их встретили на подготовленной местности, где каждое дерево будет играть за нас.

- Что скажешь ты, Мапанайэте?

- А я предлагаю атаковать. Потому что ждать можно сколько угодно, и не факт что они придут. Вот вы говорите с такой уверенностью, а я не уверен. Может быть, в других местах их тоже поджидали, не только вы такие хорошие воины оказались. И они сейчас зализывают раны, а мы сидим и ждем чего-то. Проще было пойти туда и добить этих кровожадных людей.

 

Дальше Понтиак опрашивал каждого участника совета, и у каждого была своя точка зрения на ситуацию. В итоге все сошлись на мнении, что ждать здесь пришествия онайда бессмысленно, что все-таки следует самим отправиться в военный поход. И по итогам военного совета именно такое решение и было принято

 
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 Следующая > Последняя >>

Страница 15 из 17