Электромобили - из прошлого в будущее
Виталий Галущак - Статьи разной тематики
11.11.2012 15:33

 

Наверняка многие из вас думают, что электромобили стали развиваться не так давно, в связи с тем, что во всем мире топливо дорожает, экология ухудшается и так далее. На самом же деле, история автомобилестроения начиналась как раз с создания электромобилей. Другое дело, что они в свое время проиграли конкуренцию машинам с двигателями внутреннего сгорания и надолго были практически забыты.

Первый автомобиль был создан в далеком 1837 году, и он являлся именно электромобилем. В дальнейшем, в течение всего 19 века изобретатели совершенствовали машины такого типа, добиваясь от них все более высоких скоростей и надежности. Хотя, к началу 1900-х годов удалось добиться максимальной скорости для серийных электромобилей не более 30 км в час и запаса хода до 80 километров. В то же время на рубеже 19-20 веков появились автомобили с двигателями внутреннего сгорания, средняя скорость которых была заметно выше. Хотя, рекордный по скорости электромобиль в 1898 году смог достичь отметки 106 км в час, которая на тот момент не покорялась больше никому. Поэтому не удивительно, что в начале 20-го века процент машин с электрическим двигателем был выше, чем автомобилей с бензиновым агрегатом. Причем разница была примерно в два раза, что не так уж мало.

 

Затем ситуация стала кардинальным образом меняться. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали ездить со скоростью свыше 80 км/ч и запаса топлива хватало на расстояние свыше 300 километров. Соответственно, впервые стало возможным использовать автомобиль для междугородних переездов. Да и топливо тогда было очень дешевым. Это и предопределило победу бензиновых двигателей по отношению к электрическим.

 

Конечно, об электромобилях не забыли, но они стали все больше применяться в качестве спецтехники на заводах и в других случаях, где достаточно было небольшой скорости передвижения и малого запаса хода. Период с начала 1920-х по конец 1960-х годов остался полностью за бензиновыми двигателями, однако затем в промышленно развитых странах вновь задумались о создании электромобилей. Причиной тому стал энергетический вопрос, так как стало понятно, что топливные ресурсы ограничены, и цена на них все время растет. К тому же, из-за большого количества автомобилей в городах уровень загрязнения воздуха становился слишком высоким, шумность также стала намного выше, чем раньше. В общем, появились явные минусы, которые и стали стимулом для новых разработок в области производства электромобилей.

 

Но этот этап не стал поворотным в судьбе электромобилей, хотя количество разработок было очень большим. Причиной тому стала проблема с источниками тока, обладающими высокой энергоемкостью и небольшой стоимостью. Новые источники создать не получалось, а старые были дорогими. Еще лет 30, до конца 1990-х годов, электромобили находились в «подполье», но затем о них вновь заговорили все крупные автопроизводители. Произошло это благодаря очень простому, но в то же время эффективному решению – созданию гибридного авто, у которого есть и электрический, и бензиновый двигатель. Благодаря этому, в городской черте обладатель такой машины смог ездить на электрической тяге, а при дальних поездках за город появилась возможность использовать бензиновый мотор. Безусловным хитом продаж среди таких автомобилей стала модель Toyota Рrius, которая впервые поступила в автосалоны крупнейших стран мира в 2000 году. Вскоре этот автомобиль был признан автомобилем года в Европе, да и в Северной Америке его покупали очень активно. Ведь и скорость у него уже вполне нормальная, и экологичность высокая, да и цена не самая большая.

 

Позже стали устраняться и другие недостатки электромобилей. В частности, в 2008 году было запущено серийное производство спорткаров на электрической тяге, скорость которых превысила 200 км/ч, а до «сотни» он разгонялся всего за 4 секунды! Создателем этого технического чуда под названием Roadster стала американская компания Tesla Motors, которая получила всестороннюю поддержку на развитие производства со стороны правительства США.

 

В настоящее время в год во всем мире создаются сотни тысяч чистых электромобилей или гибридов. Конечно, их число все еще заметно уступает машинам с двигателями внутреннего сгорания, но тенденции таковы, что уже через пару десятков лет это соотношение может измениться в сторону электромобилей. Ведь у них огромные преимущества в виде экологической чистоты и отсутствия выбросов выхлопных газов, высокого ресурса работы и надежности двигателя, высокого КПД мотора (до 95%) и малого уровня шума. Недостатки тоже присутствуют. Например, относительно небольшой запас хода – в среднем около 200-250 километров. Также можно отметить ограниченный срок службы и высокую стоимость аккумуляторов, необходимость создания инфраструктуры для зарядки электромобилей. Хоть их и можно заряжать от любой розетки, но ведь не всегда к розеткам имеется доступ, особенно в дальних поездках.

 

Тем не менее, ученые активно занимаются данным вопросом, создавая все более совершенные аккумуляторы. Правительства развитых стран активно занимаются созданием электрозаправок и другими вопросами по развитию инфраструктуры. Кроме того, рассматриваются варианты с использованием других источников энергии, например, более совершенных, чем существуют сейчас, солнечных батарей. Также решаются вопросы по использованию таких авто в северных странах, где существует проблема с холодами. В общем, этим вопросом занялись всерьез и, учитывая высокую стоимость нефти, вряд ли следует ждать, что данный процесс заглохнет сам по себе. Поэтому будущее электромобилей выглядит вполне радужным и перспективным.